Гордон Фримен

Half-Life Inside: всё о вселенной Half-Life

Half-Life: Alyx

  • Общие вопросы
  • Подробнее об игре
  • Сюжетные вопросы
  • Игровой процесс
  • Вопросы о VR

Что это вообще такое — Half-Life: Alyx?

Это приквел к Half-Life 2, действия в котором разворачиваются после Семичасовой войны, но до прибытия Гордона в Сити-17. Игра будет выпущена только для устройств виртуальной реальности.

https://youtu.be/O2W0N3uKXmo

Когда выйдет игра?

Valve пообещала выпустить Half-Life: Alyx 23 марта 2020 года.

Какие системные требования?

Valve опубликовали только минимальные системные требования к компьютеру (не считая VR оборудования):

  • ОС: Windows 10
  • Процессор: Core i5−7500 / Ryzen 5  1600
  • Оперативная память: 12 Гб
  • Видеокарта: GTX 1060 / RX 580 — 6 Гб

Вижу только Windows. А как же другие ОС: Linux, MacOS?

Официальный ответ Valve: «На данный момент мы можем подтвердить только наличие поддержки Windows».

Сколько стоит Half-Life: Alyx?

Сейчас доступен предзаказ с 10-процентной скидкой. Стоимость зависит от того, где вы живёте. Самая низкая цена в Аргентине — 9,79 $, самая высокая в Израиле — 58,38 $. В России — 15,26 $, в Украине 26,16 $, в Казахстане: 16,54 $.

Если вы уже покупали Valve Index в Steam или контроллеры от него, то игра вам достанется бесплатно. То же самое касается и новых покупок.

Говорили про какие-то бонусы, купившим VR-шлем Valve Index, о чём речь?

Если успеете купить устройства Valve Index до конца 2019 года, то получите виртуальную комнату в стиле игры для SteamVR, тематический контент для CS: GO и возможность менять скины у оружия в самой Half-Life: Alyx.

Где купить Half-Life: Alyx?

Единственное место где это можно сделать — в Steam, онлайн-сервисе цифрового распространения компьютерных игр и программ от Valve.

Где скачать Half-Life: Alyx?

Конечно же, только в Steam. Все остальные варианты ненадёжны в плане качества игры и безопасности вашего компьютера. Поэтому обходите стороной все сайты, которые будут вам обещать «Скачать Half-Life Alyx торрент бесплатно».

Я помню, что игру про Аликс уже когда-то обещали, это правда?

Valve неоднократно делилась планами на разработку такой игры, но до анонсов никогда не доходило.

'В апреле 2004 в предварительном обзоре Half-Life 2 английским журналом PCZone UK была опубликована информация, что «подписчики Steam будут иметь доступ к некоторым бонусам, например, к уровням, рассказывающим предысторию Аликс».

В статье «Последние часы Half-Life 2», Джеф Кейли цитирует Гейба Ньюэлла, планировавшего разработку небольшой игры с Аликс Вэнс: «Мне бы хотелось поиграть в игру, которая повествует историю Аликс и Пса — её домашнего робота» (сентябрь 2004 года).

Август 2009 года. В гости к Valve приходит группа людей с нарушениями слуха. На встрече с ними Гейб Ньюэлл обсуждает идею разработки сценариев, в которых Аликс будет общаться с Псом языком жестов.

Разве в Valve остался кто-то из оригинальной команды, работавших над Half-Life?

Да, остались. На данный момент команда Half-Life: Alyx — самая большая группа людей по разработке игр в Valve. В её состав входит около 80 сотрудников, из них примерно 20 художников и 8 аниматоров. Примерно треть команды работала над прошлыми играми серии Half-Life, включая и самую первую игру 1998 года.

Мы точно знаем, что в разработке принимает участие Девид Спейрер — ведущий разработчик и дизайнер Half-Life 2 и Half-Life 2: Episode Two. Робин Волкер — лидер проекта Half-Life 2: Episode One и дизайнер в Half-Life 2: Lost Coast. Дарио Касали — работает в Valve c самого начала основания компании и приложил руку ко всем играм серии. Так же как и дизайнер Грег Кумер, который, помимо прочего, был одним из тех, кто подарил своё лицо для Гордона Фримена.

А музыку пишет Кейли Бейли?

Нет, Кейли, который отвечал за музыку в прошлых играх больше не работает в Valve. Главным композитором и главой команды аудио-дизайнеров стал Майк Мораски, писавший музыку для обоих Portal, Left 4 Dead, Team Fortress 2, Alien Swarm и Counter-Strike: Global Offensive.

Ну со сценаристами же точно беда без Марка Лэйдлоу?

Сценарий писали опытные писатели — ветераны индустрии, а Марк выступил в роли консультанта.

На каком движке сделана игра?

Это Source 2. Да, новый движок существует и уже давно — официально с марта 2015 года. На данный момент этот движок находится под капотом таких проектов Valve, как: Dota 2 и Dota Underlords, The Lab, Destination, Artifact. И вот теперь — Half-Life: Alyx.

Это что, какой-то аналог The Lab, который проходится за 15 минут?

Valve заявляет, что это игра AAA-класса, аналогичная по продолжительности оригинальной Half-Life 2. Это не небольшой побочный сюжет вроде Lost Coast и даже не эпизодический формат. Half-Life: Alyx — полноценное продолжение истории Half-Life, разработанное для устройств виртуальной реальности.

В трейлере был слышен голос Аликс. Мы будем слышать её голос?

Да. Это первая игра во вселенной Half-Life, где будет разговаривать главный герой, управляемый игроком. Цитата сценариста Эрика Волпа:

На самом деле говорящий персонаж со своей точкой зрения развязывает руки. Это, безусловно, облегчает написание сценария, когда не нужно плясать вокруг немого главного героя. Поэтому же игроку проще почувствовать, что он на самом деле активный участник сцены. В Portal мы немного обыграли это, фактически признав, что главная героиня немая. Я думаю, что намного сложнее постоянно поддерживать хрупкую выдумку, что персонаж не может говорить просто так, без объяснения причин. В любом случае я счастлив оттого, что героиня разговаривает.

А что, кстати, с её голосом? Вроде какой-то другой.

Поскольку это приквел, то вы будете играть за более молодую Аликс. Поэтому Valve решили заменить Мерл Дэндридж, озвучившую Аликс в играх серии Half-Life 2. Новый голос старой знакомой подарила актриса Озиома Акагха, знакомая игрокам по работе над Mirror’s Edge: Catalyst и Wolfenstein II: The New Colossus.

По словам Грега Кумера, одного из первых сотрудников Valve, выбор актрисы озвучания был невероятно сложен, но услышав выступление Озиомы, Valve поняли, что нашли правильную Аликс.

А как в VR можно будет играть по сети?

В виртуальной реальности есть сетевые игры, но Half-Life: Alyx обойдётся без мультиплеера. По заявлению Valve, из-за недостаточного количества владельцев VR устройств, команда приняла решение сосредоточиться на одиночной игре.

Будут ли в игре достижения?

Да, будут.

А на русском можно будет поиграть?

Нет, только на английском языке с русскими субтитрами. Вероятность появления полной озвучки всё ещё рассматривается.

Можно будет сделать свой уровень или мод?

Да, Valve создали обновлённый редактор уровней — Hammer, а также будет работать Мастерская Steam, откуда игроки смогут загружать творчество других фанатов.

Полный Source 2 SDK не будет доступен на момент выхода игры. Точное время появления — не известно.

Давайте подробнее про сценаристов. Какой может быть Half-Life без Марка Лэйдлоу?

Сценарий, как мы уже говорили, пишут ветераны индустрии, заслуживающие наше доверие. В первую очередь это Эрик Волпа — сценарист Psychonauts, Portal, Left 4 Dead и двух эпизодов Half-Life 2. Вместе с Четом Фалисеком они вели сайт Старика Мюррея, вдохновивший Valve на определённые элементы дизайна уровней в Half-Life 2. Ещё один штатный сценарист в компании — Джей Пинкертон, работавший над Portal 2, принял участие в создании сценария Half-Life: Alyx. С приобретением Campo Santo в команду влился её основатель и ведущий сценарист Шон Ванаман — главный писатель в Firewatch и The Walking Dead.

И, главное: Марк Лэйдлоу тоже в деле, но не напрямую, конечно. Автор сюжета всей вселенной Half-Life щедро делился своим временем, консультируя сценаристов и отвечая на их вопросы на протяжении всей разработки игры.

Когда происходят события игры?

События игры происходят где-то в позднем промежутке после концовки Half-Life и перед началом Half-Life 2: Аликс Вэнс и её отец Илай возглавляют раннее Сопротивление против Альянса и жестокой оккупации Земли.

Во что нужно поиграть перед выходом Half-Life: Alyx?

Несмотря на то что действия игры разворачиваются до событий Half-Life 2, разработчики настоятельно рекомендуют переиграть в Half-Life 2: Episode Two перед прохождением Half-Life: Alyx. Причины, естественно, не разглашаются, но станут понятны во время игры.

Это события Семичасовой войны, когда вторгся Альянс?

Семичасовая война уже давно отгремела и оставшееся население планеты учится выживать в новых условиях.

В трейлере был момент со стройкой — что это?

Нам показали процесс строительства той самой Цитадели в Сити-17. Слово Valve:

В нашей вселенной появление Цитаделей начинается с телепортации ядра высотой с законченное строение. Ядро выглядит как гигантское копьё, воткнутое в землю. Затем Альянс начинает строительство остальных частей строения, используя добытые ресурсы, что вы и видели в трейлере. Недостроенная Цитадель стала полезным визуальным клише, явно говорящим нам, что события разворачиваются до Half-Life 2.

Что это за платформа на страйдере?

В трейлере показано, что Альянс использует всю свою технику не только в боевых задачах, но и в повседневных, например, при строительстве Цитадели. Вертолёты-охотники, транспортники Альянса, страйдеры — ничто не простаивает. Чтобы страйдеры могли переносить тяжести на спине, его заковывают в специальный экзоскелет, позволяющий выдерживать высокую нагрузку на длинные тонкие ноги.

Мы увидим Гордона Фримена?

Скорее всего — нет, события игры происходят пока Гордон находился в стазисе. Хотя, есть вероятность, что нас может ждать какой-то неожиданный поворот событий.

В трейлере с нами общался какой-то мужчина, кто он?

Точно известно, что его зовут Рассел и он носит повязку с надписью «Интендант» (должностное лицо, отвечающее за тыловое обеспечение войск). Судя по всему, именно он снабдит Аликс технологическими перчатками и первоначальным вооружением.

А что насчёт других персонажей? Кляйнер и Ламарр?

Мы, так или иначе, увидим Илая, его показали в трейлере — отца Аликс вновь схватил Альянс. Его, кстати, озвучил новый актёр — Джеймс Мозес Блек, заменивший умершего в 2017 году Роберта Гийома.

В трейлере нам мельком показали Джи-мена (с неизменным голосом Майка Шапиро). Его роль в сюжете, как всегда, остаётся загадкой, но нужно помнить тот факт, что Джи-мен сыграл важную роль в спасении Аликс из Чёрной месы, хоть она, возможно, и не помнит происшедшее в то время.

Предполагается, что мы вновь увидим вортигонтов (в озвучке Тони Тодда), чей голос закадрово звучал в трейлере.

Известно об участии ещё двух актёров озвучания: Риса Дарби и Сисси Джонс, но неизвестно каким персонажам они подарили свои голоса.

Во время событий, происходящих в Half-Life: Alyx, обязательно должны быть доктор Кляйнер и Барни Калхаун, но вот пересечёмся ли мы с ними — пока что вопрос. Доктор Брин тоже может появиться, т.к. к тому времени он уже «договорился» о мирном соглашении с Альянсом и «спасении» человечества ценой порабощения.

И, самое главное — все фанаты ожидают появление Пса, неизменного спутника Аликс с самого её детства. Изначально Пёс был всего с метр высотой, но Аликс постоянно достраивала робота и к началу событий Half-Life 2 он вырос до двух с половиной метров.

Хорошо, а что насчёт противников?

Хэдкрабы и зомби как старых, так и новых видов. Барнаклы и муравьиные львы.

В армию Альянса всё так же входят различные виды солдат и гражданской обороны, старые знакомые страйдеры, сканеры и мэнхаки. Появилось и несколько новых разновидностей войск, вероятно, специализирующихся на зачистке планеты от остатков флоры и фауны Ксена, попавших в большом количестве на Землю с портальными штормами.

Из совершенно новых был замечен враг, каким-то образом связанный с электричеством: некое подобие ползающего ската-воскресителя (название стало известно из кусочков кода, найденных в обновлении других игр Valve). Судя по всему он будет оживлять павших противников.

И да, наша любимая Эллен Маклейн вернётся в виде голоса, читающего объявления Надзора Альянса.

Флора и фауна Ксена в большом количестве? Откуда они могут там быть, мы же не видели ничего подобного в Half-Life 2?

В трейлере Half-Life: Alyx показали много мест, где видна инопланетная флора и фауна, заполонившая подвалы, канализации и прочие места в результате портальных штормов после событий в Чёрной месе. Судя по экипировке новых видов войск Альянса, они будут заниматься очисткой локаций от инопланетной нечисти и к моменту событий Half-Life 2 мы встретим практически очищенный город.

Я заметил в трейлере надписи на русском, мы что, находимся где-то в России?

Да, в трейлере можно было заметить большое количество надписей на плакатах или предметах на русском языке. Тем не менее Сити-17 — это выдуманный город в Восточной Европе, представляющий собой собирательный образ разных городов. За основу брались воспоминания ведущего дизайнера Виктора Антонова о городе его детства — болгарской Софии. Поэтому в городе можно заметить отсылки ко многим европейским культурам, странам и городам, включая надписи на болгарском, русском или английском языках.

Что-то известно про парящий корабль?

К сожалению, нет. Судя по всему, этот корабль — какая-то важная часть сюжета, но никаких фактов из трейлера мы не узнали. Среди существующих фанатских версий самая популярная предполагает, что именно с таких кораблей началось вторжение Альянса и что они закладывают основание будущих Цитаделей.

Голографический стол из трейлера, что это?

Показанный в трейлере момент выглядит как процесс планирования будущей миссии в лаборатории Рассела. Голограмма показывает план города, на котором жёлтым и красными цветами отмечены какие-то точки. Вероятно, это точка старта миссии и её цели. Обратите внимание, когда Аликс ставит на стол чашку, голограмма показывает голову какого-то человека залитую изнутри красным цветом.

В одной из ранних утечек кода Half-Life: Alyx была информация, что «игрок попадает на голопалубу (holodeck) и оттуда переносится в различные короткие симуляции Сити-17». Очень похоже на показанный голографический стол, не правда ли?

Почему не видно всё тело, почему только руки?

Учитывая специфику игры в виртуальной реальности, руки игрока являются основным способом взаимодействия с игрой. В конце августа 2019 года Valve выпустила обновление Hands-On к The Lab. Оно добавило взаимодействие рук с игровыми объектами на основе физики. Практически все предметы в игре можно свободно ткнуть, бросать, бить друг о друга, складывать, опрокидывать и давить. Руки игрока стали полноценным участником происходящих событий в The Lab и это же нас ждёт в Half-Life: Alyx.

В контроллеры Valve Index встроено 87 датчиков для определения расположения рук и пальцев игрока. Датчиков, определяющих положение тела игрока, включая ноги — нет. Поэтому тело, отображаемое в VR, будет эмулироваться программно, что, естественно, будет нарушать эффект погружения. Игра не будет знать, когда вы поднимаете (или не поднимаете) ногу, чтобы переступить через труп противника или какую-то жидкость на полу. Такое несоответствие будет раздражать игроков.

Valve решили не показывать руки после долгого игрового тестирования. Они обнаружили, что сами игроки не замечают их отсутствие (а вот наблюдатели замечают), но им не нравится когда руки заслоняют обзор.

Окей, про руки понятно, а что за перчатки, о которых все так много говорят?

Так как руки становятся основным способом взаимодействия с игрой, то Valve постарались выжать из них максимально возможную пользу. Левая перчатка Аликс будет служить своеобразным визуальным интерфейсом, сообщающим игроку о состоянии его здоровья, количестве патронов и прочем. В правую перчатку будет встроен механизм гравитационного захвата, позволяющий подбирать жестами предметы и воровать амуницию у противников. А может ещё какие-то пока неизвестные механики. Вспомните гравипушку из Half-Life 2 и представьте её уменьшенную копию.

Судя по трейлеру, весь технологический обвес на перчатки будет добавлен по ходу игры, в лаборатории Рассела. Перчатки также позволят Аликс восстанавливать здоровье от лечебных станций Альянса.

Восстанавливать здоровье?

Да, нам показали станцию восстановления здоровья, которая работала на личинках муравьиных львов. Вспомните Half-Life 2: Episode Two, где после смерти из личинок выпадали светящиеся зелёные шарики, лечившие игрока при их подборе. Судя по цвету колб всех аптечек в Half-Life 2, в них содержится экстракт из личинок.

Процесс пополнения здоровья играет определённую игровую роль — левая рука игрока обездвиживается в станции, в то время как правая с оружием позволяет отстреливаться от наступающих монстров.

Помимо этого здоровье можно будет восстанавливать уколом специального шприца.

С перчатками понятно. Что известно про оружие?

Вся информация об оружии пока что взята из трейлера, никаких официальных данных от Valve нет. Мы заметили пистолет, двузарядный дробовик, пистолет-пулемёт (либо же это был пистолет с дополнительной насадкой), устройство похожее на гранату, сворованную у солдата Альянса. Всё показанное оружие — одноручное, скорее всего, специально для независимости рук в моментах с лечением или в тёмных местах, где нужно будет одновременно светить фонариком и стрелять. Но при желании оружие можно схватить и удерживать второй рукой.

Известно, что те, кто приобретёт устройства Valve Index до выхода игры, получит возможность раскраски оружия в игре. А также есть немалая вероятность того, что оружие можно будет улучшать по ходу развития сюжета, ускоряя время перезарядки или стрельбы.

Все взаимодействия с оружием придётся делать вручную — перезаряжать, прицеливаться, стрелять.

Вы упомянули фонарик. Он теперь не часть костюма?

Конечно, вы же не Гордон Фримен. Фонарик теперь носится на левой руке и он совершенно независим от вашего взгляда: вы можете смотреть в одну сторону, а фонариком светить в другую. Отстреливаться от монстров вслепую, освещая выход из опасной зоны. И любые другие комбинации двух рук человека.

В трейлере я видел какое-то необычное приспособление в руках Аликс, что это?

Это старое доброе устройство на основе электромагнитного импульса, лежащее в рюкзаке Аликс.

Вэнс носила его с собой на протяжении всех игр серии Half-Life 2 и использовала для открытия различных дверей Альянса, получала доступ к их компьютерам, перепрограммировала шаровые мины, а также хранила на нём информацию. В конце Half-Life 2 Джудит Моссман угрожала этим устройством доктору Брину, возможно, оно может работать в качестве электрошокера.

Судя по трейлеру, Аликс будет использовать его для решения различных головоломок и взламывания интерфейсов пришельцев.

В рюкзаке Аликс? Это такая система инвентаря?

На официальных постерах игры у Аликс можно заметить за спиной рюкзак. Джефф Кейли, уже успевший пройти Half-Life: Alyx, в интервью с разработчиками упомянул, как он доставал оружейные патроны из-за спины, из рюкзака, характерным жестом рукой. Такое же управление используется в VR-версии No Man’s Sky.

У руки с оружием есть функциональность быстрого выбора оружия. Плюс есть пара карманов на запястьях для некоторых других предметов вроде переносной аптечки.

Хорошо, я решился поиграть? Что мне нужно купить?

Игра поддерживает любое железо, работающее на SteamVR. Его слишком много, чтобы перечислять тут — почитайте лучше нашу статью, она ответит на большинство ваших вопросов, связанных с VR.

Если можно играть на десятках устройств, в чём преимущество Valve Index?

Если кратко — лучшее качество картинки и контроллеров.

Благодаря контроллерам, точно отслеживающим пальцы, можно, например, взять и сплющить пластиковую банку, сжав её руками.

Владельцы Valve Index, купившие гарнитуру в Steam, получат Half-Life: Alyx бесплатно.

Какие требования к моему компьютеру для работы с Valve Index?

  • Операционная система: Windows 10, SteamOS, Linux
  • Оперативная память: 8 Гб и больше
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 970+ или AMD RX480+ (требуется DisplayPort, HDMI не поддерживается)
  • Процессор: Двуядерный с технологией hyper-threading или лучше
  • USB: 3.0+ (для подключения шлема)

VR шлемы можно надевать на очки?

Да, можно. Но предварительно поищите информацию в сети об использовании с очками того шлема, который вы планируете купить. Или зайдите в местный VR-клуб и протестируйте лично.

У меня мало свободного места, чем мне это грозит?

В Half-Life: Alyx можно будет играть тремя способами: ходя по пустому месту в вашей комнате, стоя на месте и сидя в кресле. Для перемещения вам понадобится около 1,5 м х 1,5 м свободной площади. В любом из вариантов следите, чтобы вы ненароком не сломали что-либо в реальности при активной игре и сами не пострадали.

Шлемы дорогие, я не потяну, что делать?

Прочитайте ещё раз нашу статью о VR устройствах, может быть, вы переоцениваете их стоимость. Но у вас всегда остаётся ещё несколько вариантов. Например, можно поискать в вашем городе VR-клуб и играть в нём. Вы можете скинуться с друзьями и купить один шлем на нескольких людей. Можете, наконец, попробовать подождать мод для игры с клавиатурой и мышью или посмотреть игру на YouTube.

Мод? Будет какой-то мод, чтобы поиграть на простом компьютере?

Конечно, его обязательно начнут делать фанаты. Главный вопрос — насколько качественной будет такая модификация? Сами Valve говорят, что они не видят смысла в разработке такой версии, потому что невозможно перенести всё разнообразие взаимодействия с окружающей средой. Теоретический порт для традиционного ПК обрежет всё, сузив игровой опыт до линейности, похожей на то, как кто-то пересказывает вам фильм, вместо личного просмотра.

Дарио Касали, старейший сотрудник Valve, говорит, что взаимодействие игрока с виртуальным миром происходит настолько интуитивно, что игрокам не нужно запоминать раскладку: как открывать двери или подбирать и бросать предметы — знает каждый человек. Соответственно, любой порт приведёт к деградации механик и сделает игру более простой по сравнению с игровым опытом в VR.

Как вообще Valve решила делать следующий Half-Life для VR?

Изначально Valve не планировали использовать эту игровую вселенную. Игра выросла из экспериментов, начавшихся в 2016 году, в различных игровых вселенных компании, и в итоге Half-Life подошёл больше всего. Например, Portal не подошёл из-за своей скорости — прыжков и полётов, которые быстро приводили к тошноте. Half-Life, в свою очередь, оказался идеальным кандидатом. Тестеры играли в три раза больше, чем планировали разработчики, и это привело к идее выпуска полноценной игры.

Это всё, Valve теперь только VR игры делают?

Просто процитируем Valve: «Мы сами очень рады разработать ещё одну Half-Life. Создавать эту игру понравилось всем нам, особенно тем, кто уже многие годы занимается мультиплеерными и прочими проектами. Мы рады вернуться к одиночным играм. Движок готов и для других проектов».

Valve же явно погнались за модой на VR, а игра им нужна, чтобы продать шлем. Разве это не так?

В 2017 Гейб Ньюэлл предвосхитил этот вопрос и рассказал, что у компании никогда не было идеи создавать железо ради денег, т.к. это производство с заведомо низкой прибылью. Главной проблемой VR Гейб считает отнюдь не дороговизну текущих устройств, а отсутствие высококачественных и амбициозных игр для них. Именно этим они и решили заняться, взявшись за работу над Half-Life: Alyx. При этом компания не боится экспериментировать и ошибаться, ведь именно благодаря такому подходу у них и получается выпускать успешные продукты.